Архив новостей
Особенности движения на легковом автомобиле с прицепом
18.01.2019
Производители автомобилей не рассчитывали, что пассажирские транспортные средства будут буксировать прицепы. Езда с прицепом требует от водителя гораздо большей внимательности и мастерства, нежели просто перевозка пассажиров. Прицеп отрицательно влияет на все системы автомобиля и сильно ухудшает управляемость. Из-за прицепа резко увеличивается расход горючего, возрастает вероятность попадания в ДТП из-за повышенной парусности и, как ее следствие, неустойчивости на дороге. Прицеп увеличивает радиус поворота, длиннее становится тормозной путь, ухудшается разгонная динамика.
Отрицательные стороны вождения с прицепом оказывают влияние не только непосредственно на данного водителя и его автомобиль, но и стесняют других участников движения: становится сложнее держать дистанцию и контролировать боковые интервалы. Передвижение с тяжелым прицепом вызывает особенные сложности, поэтому под него ГИБДД выделила даже отдельную категорию – «BE».
Несмотря на дополнительные риски, которые несет прицеп, его буксировку все-таки можно сделать безопасной, но для этого нужно сохранять предельную внимательность и осторожность.
Общие правила движения с прицепом
Трогайтесь с особой плавностью. Перед началом движения обязательно дождитесь, пока автомобиль прогреется хотя бы до 70 градусов Цельсия. Если вы ездите на автомобиле с механической КПП, не отпускайте сцепление резко. Избегайте пробуксовки – это уменьшает эксплуатационный ресурс и буксируемого прицепа, и автомобиля.
Передвигайтесь со сниженной скоростью. При остановке и стоянке пользуйтесь «ручником», если имеется такая возможность. На загородных трассах и автомагистралях соблюдайте скоростной режим, старайтесь не приближать скорость к максимально допустимой. Старайтесь замедляться плавно, иначе прицеп может занести.
Следите за положением прицепа на дороге.Постоянно смотрите в зеркало и контролируйте то, как двигается прицеп. Если наблюдаются раскачивания или заносы, остановитесь и перераспределите груз. Перед началом движения убедитесь в исправности устройства сцепки и самого прицепа: проверьте состояние ходовой части и покрышек. Особенное внимание при движении обращайте на шины прицепа – если случится прокол, вы не почувствуете этого, поэтому желательно отслеживать это через зеркала.
Рассмотрим особенности эксплуатации прицепа в конкретных дорожных ситуациях.
Наклонная местность
Начиная движение на крутом подъеме, отпускайте педаль сцепления раньше, чем обычно. Если вы двигаетесь на первой передаче, не набирайте скорость более 30 км/ч, а на второй – свыше 50 км/ч. Если предстоит пройти небольшой участок на подъеме, заезжайте на него, не сбавляя скорость. Если участок покрыт льдом, проходите его на заранее выбранной низкой передаче, не делая рывков. При остановке на уклоне подкладывайте под колеса прицепа противооткатные упоры.
Маневрирование
Перед выполнением поворота убедитесь в том, что пройдет не только автомобиль, но и задние колеса прицепа. Следует учитывать, что прицеп увеличивает требуемый для маневра радиус. На скользкой дороге возникает опасность заноса, поэтому при прохождении поворотов не нажимайте педаль тормоза, а руль поворачивайте плавно. Замедлиться следует заблаговременно.
Городские улицы
В городе нужно быть предельно осторожным и внимательным. Выполняйте перестроение в потоке лишь в том случае, если между вашим автомобилем и ближайшим попутным транспортным средством есть расстояние как минимум в четыре длины вашего автомобиля с прицепом. Старайтесь минимизировать тормозной путь: не разгоняйтесь, не выжимайте сцепление просто так, пользуйтесь техникой прерывистого торможения. При выполнении правого поворота убедитесь в том, что между автомобилем и тротуаром есть расстояние в полтора метра – в противном случае прицеп окажется на пешеходной дорожке.
Замедление
Следует установить регулировку тормозной системы таким образом, чтобы колеса прицепа начинали торможение быстрее, чем колеса автомобиля. Это предотвратит «складывание» - эффект, при котором прицеп сближается с автомобилем и как бы подталкивает его, провоцируя отклонение от курса движения.
Не нажимайте педаль тормоза непосредственно на поворотах – это может вызвать занос. Замедляться следует заблаговременно, плавно, при прямолинейном движении. При возникновении заноса немного увеличьте подачу топлива, восстановите курс и продолжайте замедление.
Опережение
Прибегать к опережению попутных транспортных средств следует только при крайней необходимости – если идущий впереди автомобиль движется со слишком малой скоростью. При выполнении опережения следует учитывать, что недопустимо слишком увеличивать скорость движения. Кроме этого, перед выполнением такого маневра следует убедиться в том, что на соседней полосе достаточно места и что на текущую полосу можно будет снова перестроиться по завершении опережения.
Вне капитальных покрытий
При передвижении с прицепом по грунтовым покрытиям сведите к минимуму маневрирование, выберите колею и двигайтесь по ней. Не стоит выбирать промежуточное положение на дороге: в конечном итоге автомобиль может съехать в одну колею, а прицеп – в другую.
При движении по водоемам предварительно проверяйте глубину и выбирайте наименее затопленные участки. По завершении движения по воде обязательно сушите тормоза – выполните прерывистые нажатия на педаль тормоза.
Преодолевая препятствие, перед тем как набирать скорость, убедитесь, что прицеп уже прошел это препятствие.
Зимний период
Увеличьте дистанцию и избегайте рывков при вождении по заснеженным и обледенелым покрытиям. Лед снижает качество сцепления с дорогой, что может обернуться заносом.
Во избежание заноса не выжимайте сцепление. Замедляться лучше всегда посредством понижения передачи, в крайнем случае – прерывистым нажатием на педаль тормоза. При возникновении заноса следует повернуть рулевое колесо в сторону заноса, перестать давить на газ и затем, чтобы выровнять положение, немного надавить на газ.
Если при обгоне прицеп на скорости заедет на обочину, его сильно занесет. Старайтесь не опережать других участников движения зимой, особенно если дорога узкая.
По снегу двигайтесь на пониженной передаче с минимальной скоростью.
Влияние ветра
Старайтесь не ездить рядом с массивными грузовыми автомобилями. Воздух, выходящий из-за них, может опрокинуть автомобиль или отвести его влево. Если случилось так, что вам приходится ехать возле массивного транспортного средства или обгонять его, крепко возьмитесь за рулевое колесо и выправляйте каждое малейшее отклонение от курса. То же самое делайте при движении под мостами и при выезде из лесистой местности на открытую территорию.
Задний ход
Чтобы научиться управлять прицепом при движении задним ходом, нужно тренироваться. Поведение автомобиля с прицепом принципиально отличается от поведения автомобиля без такового.
В некоторых случаях, если прицеп оборудован тормозной системой, движение задним ходом может быть затруднено, если не отключить штатное торможение прицепа.
Итак, прежде всего – не превышайте скорость, водите автомобиль с прицепом аккуратно и не оставляйте его под уклоном. Желаем счастливого пути!
Прицеп Исток для перевозки мотоциклов
Советы по эксплуатации легковых прицепов (часть #1)